Исрафил Ашурлы: «В каждое восхождение я проживаю отдельную жизнь!»
Исрафил Ашурлы – известный азербайджанский альпинист, генеральный секретарь Федерации альпинизма, покоритель «восьмитысячников». Его имя переводится как «боец» или «упорный», и он отважно бросает вызов неприступным горам.
Недавно он взошёл на одну из самых сложных вершин Гималаев – Макалу. Мы не могли пропустить это событие и встретились с ним, чтобы задать несколько вопросов.
Об опасном увлечении, детских мечтах, головокружительных планах и любви к своему делу – в нашем интервью с Исрафилом.
Здравствуйте, Исрафил! Признаться честно, мы восхищены и удивлены тем, чем Вы занимаетесь. Не каждый юноша осмелится подняться на горную вершину, а Вы в 54 года просто в фантастической форме и ставите рекорды. Скажите, что помогает Вам быть энергичным, активным?
Увлечение горами, любовь к ним – это источник, в котором я черпаю энергию, основную движущую силу и мотивацию. Как говорится, успех в горах куётся в городах. Процесс поддержания надлежащей физической формы для альпиниста очень важен.
В межсезонье много внимания уделяю тренировкам на выносливость, развиваю техническую подготовку.
Я занимаюсь беговыми лыжами, много плаваю, езжу на велосипеде. Люблю ходить на длинные дистанции. Уделяю время спортивному лазанию и оттачиванию элементов альпинистской техники.
А питание? У альпинистов оно какое-то особое? Что берёте с собой в горы?
Еда, которую мы берём в горы, должна содержать достаточно калорий и питательных веществ и при этом не должна много весить. Как правило, это сублимированная или консервированная пища, энергетические батончики. Я люблю брать с собой консервированную долму и азербайджанский чай.
Как давно Вы занимаетесь альпинизмом? Это было Вашей детской мечтой?
Горы не были моей детской мечтой. Отнюдь. Я впервые попал в горы совершенно случайно в 1999 году и довольно поздно – в возрасте 30 лет. И вот уже без малого четверть века я занимаюсь альпинизмом.
А хотел стать астрономом. Мечтал в последние годы учёбы в школе, но в последний момент послушался старших и отказался от попытки поступить в МГУ на соответствующее направление. Отдал предпочтение карьере энергетика и пошёл учиться в Азербайджанский институт нефти и химии.
Кто Ваш вдохновитель, кто привёл Вас в опасный и в то же время захватывающий спорт, на кого ориентируетесь?
Его величество случай. Однажды я прочитал в журнале «GEO» о трагедии на Эвересте, произошедшей в 1996 году. Казалось бы, надо испугаться, но я заинтересовался.
Эта история стала триггером для моего увлечения горами. Сперва это было желание посмотреть, за каким таким «философским камнем» люди отправляются в горы. Ну а дальше — непрекращающийся поиск этого «камня».
Если говорить об ориентирах, то я вдохновляюсь альпинистами прошлого, такими как Джордж Мэллори (возможно, он стал первым, кто смог взойти на вершину Эвереста в 1924 году), Герман Буль (австрийский альпинист, первым покоривший вершину Нанга-Парбат и Броуд-Пик), Вальтер Бонатти (Родоначальник нового стиля в альпинизме, который характеризуется прохождением сложнейших маршрутов в горах, зачастую в одиночку). И, конечно, своими коллегами-современниками, совершающими новые уникальные восхождения за пределами человеческих возможностей. Если говорить о важнейших для меня ориентирах, то неважно, сколько вершин было покорено, важно в опасных условиях оставаться человеком и быть готовым прийти на помощь. Отзывчивость – первостепенное качество альпиниста.
Помните своё первое восхождение? Что это была за гора, поднимались в одиночку или с кем-то?
Моя первая вершина называлась «Борцы за мир». Она расположена в Фанских горах Таджикистана. Это была моя первая «категорийная» гора, на которую я поднялся вместе со своим инструктором, мастером спорта СССР Руфиной Арефьевой.
Тогда я был недостаточно вынослив, быстро уставал. А ещё на той горе я впервые сорвался, но хрупкая Руфина Григорьевна поймала меня, продемонстрировав надёжность страховки в действии.
А в Азербайджане есть покорённые Вами вершины?
Разумеется! Это ведь мои «домашние» горы. Они близко расположены, и мне очень удобно проводить здесь тренировочные восхождения перед «большими» горами. Мои предки по материнской линии веками жили у подножья высоких гор – в северной части Азербайджана. Возможно, в этом кроется секрет моей любви к горам, быстрой адаптации к высоте и страсти к совершению горовосхождений.
Вы – генеральный секретарь Федерации альпинизма. Чем занимаетесь на этой должности?
С сентября прошлого года это моё основное место работы. В мои должностные обязанности входит популяризация и развитие альпинизма и его прикладных дисциплин, а также олимпийской дисциплины – спортивного лазания.
Много времени и сил уделяем появлению и развитию надлежащей инфраструктуры. Хочется, чтобы в городах и районах Азербайджана строились новые скалодромы для занятий. В горах прокладывались и развивались новые альпинистские и скалолазные маршруты и туристические маршруты.
Кроме того, я занят построением эффективной команды, объединяющей и ветеранов, и молодых ребят, которая будет залогом успешного развития здорового альпинистского сообщества в будущем.
Как считаете, в чём секрет удачных восхождений?
Наверное, это определенная комбинация тренировок, опыта, мотивации, погодных условий и везения.
В моём послужном списке много успешных экспедиций и восхождений во всех уголках планеты. Но бывали случаи, когда я терпел неудачи. Но, надо сказать, они не менее важны, чем победы, поскольку учат принятию правильных решений и избежания повторения ошибок в будущем.
В 2014 году в Тибете при восхождении на Шишабангму на высоте 6800 метров у меня случился отёк лёгких. Удалось связаться по спутниковой связи с опытным врачом, проконсультироваться, собрать остатки сил и, прервав восхождение, немедленно спускаться вниз.
Какой совет Вы бы дали альпинистам-новичкам?
Учиться, учиться и ещё раз учиться! Альпинизм – это непрерывный процесс получения знаний, оттачивания технических приёмов и навыков, накопления и применения опыта в различных ситуациях.
Сейчас сформировались такие реалии, в которых люди без надлежащего опыта и знаний успешно поднимаются на высочайшие горы. Просто пользуются услугами компаний-организаторов восхождений в горах на коммерческой основе.
О восхождениях на высочайшие горы мира ранее не всегда могли помышлять даже сильные альпинистские команды. Но коммерция всё больше влияет на мир альпинизма. Нам остаётся принять это как данность, но не забывать о том, что личный багаж знаний, умений и опыта поможет в трудную минуту не только вам, но и тем, кто находится рядом, в ситуации, когда что-то пойдёт «не по сценарию».
Сильный гид, проводник или высотный носильщик, которые помогают дилетанту взойти на вершину, сами не застрахованы от несчастного случая. И каковы шансы у неподготовленного восходителя выжить в опасной среде, после того, как он останется без опеки?
Знаем, что Ваша цель – покорить все 14 «восьмитысячников», 6 уже позади. Какая гора будет следующей? И по какому принципу Вы выбираете их?
Сейчас решается вопрос поеду я через несколько дней в Пакистан или продолжу восхождения осенью в Непале или китайском Тибете.
Ну а в целом, выбор диктуется оставшимися вершинами и сезонами восхождений. Весной – это Непал и китайский Тибет, летом – Пакистан, осенью – снова Непал и китайский Тибет.
Хотелось бы вернуться в этом июне на Нанга-Парбат. 10 лет назад я был близок к вершине, но ужасный теракт прервал мою экспедицию. В результате нападения на базовый лагерь были казнены 11 человек, а я вместе с выжившими товарищами был эвакуирован пакистанской армией.
Вообще спастись удалось чисто случайно. В момент нападения на базу я с товарищами находился во втором лагере на высоте 6100 метров. Мы прошли самый сложный участок маршрута и на утро готовились идти дальше. В этот момент по радиостанции нам сообщили, что внизу в лагере случилась трагедия. Жуткая история…
У Вас большая семья. Как жена и дети относятся к Вашему увлечению? Кто-то из детей хочет пойти по Вашим стопам?
Горы требуют много времени, которого я лишаю моих детей, супругу, маму, родных и друзей.
Разлука с ними – самое тяжелое испытание для меня во время экспедиций. Всё тяготы восхождения вторичны по сравнению с тем, что мы подолгу не видимся.
Если кто-то из детей на каком-то этапе жизни решит пойти в горы, то я вряд ли смогу этому препятствовать, как вряд ли кто-то мог бы препятствовать мне… Единственное, о чём бы я попросил их – получать знания и опыт и быть готовыми к встрече с горами.
Как думаете, а зачем вообще люди идут в горы? Что они там ищут? И почему решили посвятить им свою жизнь Вы?
Сложно сформулировать. Наверное, то, что ты проживаешь, находясь в красивейшей, но, как правило, агрессивной и опасной для жизни среде. Ты учишься терпеть и преодолевать. Одерживаешь вверх над своими сомнениями и страхами. Достигаешь намеченных целей, используя малейшие возможности, или же терпишь неудачу, имея все шансы победить….
Каждое восхождение – это отдельная жизнь!
Я рад, что в моей жизни случилось увлечение горами. Горы изменили меня и продолжают трансформировать. Те качества и тот опыт, который я приобретаю в горах, помогают мне находить выход из непростых ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Ну и конечно же, горы дарят мне знакомства с удивительными людьми из разных стран. Со многими мы общаемся, дружим в повседневной жизни и организуем совместные проекты в горах и не только.
Есть ли какие-то приметы или ритуалы, в которые Вы верите и придерживаетесь перед восхождением?
Я не сильно на этом зациклен. Как правило, ограничиваюсь пожеланиями хорошей погоды, не поздравляю с успешным восхождением до момента спуска в базовый лагерь. Это всё ещё с начала занятий альпинизмом пошло.
Какие эмоции Вы испытываете перед каждым восхождением и после того, как вершина Вам покорилась?
«Чем сложнее маршрут, тем желаннее вершина».
Эйфория, удовлетворённость от достижения цели, иногда сильная усталость, которую следует преодолеть для того, чтобы вернуться вниз. Каждый раз это что-то эмоциональное, подъём духа, но ни разу ни разочарование.
Когда Вы покорите все высочайшие точки на Земле, то что дальше? К чему будете стремиться?
Попробую переплыть Ла-Манш. Плавание – это один из базовых элементов подготовки к восхождению на гору. Поэтому я надеюсь, что умение терпеть и преодолевать, которое я приобрёл за годы занятий альпинизмом, поможет мне реализовать эту идею.
И небольшой блиц-опрос
Если бы Вам запретили заниматься тем, что Вы делаете сейчас, какую новую профессию Вы бы выбрали?
Стал бы астрономом
Что бы Вы посоветовали себе 15-летнему?
Не бояться ставить перед собой высокие цели и пробовать их достигать. Не слушать тех, кто говорит: «Это невозможно. Это не для тебя – забудь».
Если бы Вы могли жить где угодно, что это было бы за место?
Шуша или Шамони во Франции.
Какую суперспособность Вы бы хотели иметь?
Быть всегда акклиматизированным к большой высоте, чтобы готовым сразу лезть на вершину и не терять время на адаптацию организма.
Пожелайте что-нибудь своим соотечественникам и гостям Азербайджана для вдохновения и отличного настроения.
Как можно больше путешествуйте и открывайте для себя новые уголки нашей планеты. Уделяйте время своему развитию и ещё раз повторюсь – всегда ставьте перед собой высокие цели и делайте всё возможное, чтобы их достичь!
Всего комментариев: 0